МБОУ "Кяхтинская СОШ №4"
г. Кяхта
  • Универсальный профиль

    Какие профили можно выбрать в 10 классе

    Обучение в 10-11 классе регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования или сокращенно ФГОС СОО. В этом документе перечислены 5 направлений, по которым школа может открыть профильные классы для старшеклассников. Какие предметы будут изучаться на углубленном уровне и сколько часов будет отведено на их изучение - решает школа, опираясь на рекомендации ФГОС.

    Возможны следующие варианты профилей:

    • естественно-научный профиль. Здесь на углубленном уровне изучаются или химия + биология, или химия + физика. Этот профиль выбирают ученики, которые хотят продолжить обучение в вузе на таких специальностях как медицина, биотехнологии или химическая промышленность.
    • гуманитарный профиль самый вариативный. Основной предмет русский язык. К нему школа может предложить учащимся связки как из двух предметов обществознания + истории, иностранного языка + обществознания, иностранного языка + литературы; или из трех - литература, история, обществознание. Этот профиль подойдет учащимся, которые планируют получать педагогическое, психологическое, культурологическое образование или работать в сфере общественных отношений.
    • социально-экономический профиль для тех, кто хочет в будущем работать в социальной сфере, сфере финансов, или заниматься обработкой информации, управлением и предпринимательством. На углубленном уровне здесь изучаются профильная математика + обществознание.
    • технологический профиль бывает нескольких видов: инженерный (профильная математика + физика), информационно-технологический (профильная математика + информатика) и даже включающий все три предмета - профильную математику, физику и информатику. Он подойдет учащимся, которые хотят поступить в вуз на технические специальности.
    • универсальный профиль дает ученику возможность выбрать, какие предметы он будет изучать на углубленном уровне. Преимущество этого профиля в том, что можно подбирать редкие сочетания предметов для поступления на определенные специальности или в конкретные вузы. Например, биология + обществознание (на психологию), история + литература (искусствоведение, журналистика), биология + профильная математика (геология, биологические ресурсы, сельское хозяйство), химия + профильная математика (нефтяная и химическая промышленность); обществознание + информатика (таможенное дело, аналитика, компьютерная безопасность). В реальности школа не откроет отдельный профиль ради 1-2 учеников.

    Какие ошибки делают учащиеся и их родители при выборе профиля

    1. Руководствуются принципом “лишь бы не было профильной математики”. Многие ребята отказываются идти на технологический или социально-экономический профиль только из-за математики профильного уровня. Им кажется, что без нее учиться станет в разы легче. Это так, математика сложная и серьезная наука, которая дается не всем. Но если посмотреть шире, связка других предметов и профильной математики самая выигрышная. С нею можно комбинировать обществознание, информатику, физику, биологию, географию и химию. Кроме того, в технических вузах в последние годы идет тенденция к увеличению бюджетных мест, тогда как в гуманитарных они сокращаются. При наличии желания и правильной подготовки профильную математику можно выучить за два года.
    2. Игнорируют способности ребенка. Иногда мы замечаем, что родители выбирают профиль, навязывая ребенку свои представления о том, какая профессия считается престижной и хорошо оплачиваемой. При этом его интересы и склонности либо не учитываются, либо ребенка мягко убеждают — это то, что тебе нужно, начнешь учиться — втянешься. Так дети со способностями к иностранным языкам по воле родителей пытаются вникнуть в основы программирования; а ребенок, увлеченный химией и биологией, перебивается с двойки на тройку на гуманитарном профиле. В итоге школьник два года изучает предметы, которые ему неинтересны и не подходят для продолжения его будущей карьеры. От этого теряется не только много времени, но и снижается мотивация к учебе, ребенок перегружается информацией, которую не может усвоить и начинает отставать по предмету. А стоило прислушаться к тому, чего он хочет и оценить, что он умеет, прежде чем выбирать профиль.
    3. Сокращают пространство для маневра, выбирая узкий профиль. “Буду сдавать русский язык и биологию, есть вуз, где достаточно только этих предметов”. Ошибка в том, что зацикливаясь на одном конкретном вузе и подбирая предметы под него, ученик лишает себя возможности подать документы в другие учебные заведения. За два года учебы в старшей школе все может измениться: предметы для поступления поменяются, же специальность закроется, у вуза могут отобрать аккредитацию. Школьник с набором из двух предметов рискует не поступить никуда. И будем откровенны, поступление по двум предметам нередко предлагают вузы, которые целенаправленно собирают у себя учащихся, которые плохо сдали экзамены, поэтому уровень высшего образования там соответствующий.

    4. Не готовы сменить школу, если в ней нет нужного профиля. Школа имеет право не открывать профиль, если на него не набирается необходимого количества детей. Родители сталкиваются с дилеммой — перевести ребенка в другую образовательную организацию, где есть нужный профиль; или остаться в своей и выбрать программу по принципу “бери, что дают”. Многие идут по второму пути, ведь не хочется, чтобы ребенок терял связь с друзьями или испытывал стресс от адаптации к новому коллективу. Знаем историю, когда ребенок учился на профиле, по которому не собирался сдавать ни одного предмета. При этом отдельно с репетитором готовился к ЕГЭ по тем дисциплинам, что были нужны для поступления в вуз. А все потому, что не хотелось менять школу. Однако, в переходе в другое учебное заведение есть неоспоримый плюс — возможность выбрать школу, которая годами специализируется на определенном профиле, привлекает к работе талантливых и сильных педагогов и дает высокие результаты на ЕГЭ.

    5. Не меняют профиль, хотя понимают “это не то, что мне нужно”. Часто это позиция не ребенка, а его родителей, которые требуют “раз ты уже начал, нужно закончить, во что бы то ни стало”. Их можно понять. Жалко потраченного времени, денег на репетиторов, а еще нет уверенности, что ребенку хватит мотивации и сил изучить в сжатые сроки новый предмет и хорошо сдать ЕГЭ по нему. Но если ребенок осознанно принял решение и готов столкнуться с его последствиями, то стоит предоставить ему возможность сменить профиль. В противном случае, родители рискуют тем, что ребенок не закончит вуз по навязанной и нелюбимой специальности.

    Как выбрать профиль в 10 классе

    При выборе профиля стоит:

    — ориентироваться на свои способности и интересы, но помнить, что хобби и увлечения не всегда должны перерастать в профессию. Если ребенку нравится находиться на природе или ухаживать за больными животными, это еще не означает, что он должен стать лесником или ветеринаром.

    — составить список вузов и специальностейна которых ребенок хочет учиться. Посмотреть какие предметы в формате ЕГЭ нужно сдавать для поступления на них.

    — сравнить список предметов для поступления с профилями открытыми в школе. Допустим, в школе открыт естественно-научный профиль с углубленным изучением химии и биологии, а ребенку нужен более редкое сочетание химия + физика. В этом случае, можно поискать школу с узким профилем. И наоборот, если ребенок сомневается между несколькими профессиями или не уверен, что хорошо сдаст какой-то предмет, стоит выбрать более широкий профиль. Например, ребенок не знает, сможет ли хорошо выучить материал по истории, тогда ему подойдет гуманитарный профиль с углубленным изучением сразу трех предметов: истории, обществознания и иностранного языка. Если он завалит историю, то всегда сможет поступить с результатами по обществознанию и английскому языку.

    — пройти профориентацию. Не каждый ребенок, только закончивший 9 класс, четко знает, чем хочет заниматься в жизни, кем стать. В этом возрасте подросток только узнает себя и свои способности, а его интересы меняются, подчас кардинально. Родители ждут от ребенка, что он выберет профиль, который определит его дальнейшую судьбу и карьеру. Это большая ответственность, к которой ребенок может быть не готов. В этом случае, подростку может понадобиться помощь профориентолога — специалиста по карьере.

    Обучение по ООП СОО является профильным. В МБОУ КСОШ № 4 реализуется универсальный профиль

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie